Мифология: всемирная историческая энциклопедия
В этой статье мифы рассматриваются как неотъемлемая часть каждой культуры мира. Они служат для объяснения природных явлений, происхождения народов, развития цивилизаций и причинно-следственных связей происходящих событий. На самом базовом уровне мифы помогают создать ощущение порядка и смысла в том, что иногда может казаться хаотичным миром.
Что такое мифология
Мифология (от греческого mythos — история народа и logos — слово или речь, то есть устная история народа) — это изучение и интерпретация часто священных историй или басен культуры, известных как мифы или собрание таких историй, которые касаются различных аспектов человеческого состояния: добра и зла; смысла страдания; происхождения человека; происхождения географических названий, животных, культурных ценностей и традиций; смысла жизни и смерти; загробной жизни; а также небесных историй о богах или боге. В мифах выражаются верования и ценности по этим вопросам, которых придерживается определенная культура.
Что такое миф
Миф — это история, представленная как имевшая место в предыдущую эпоху, объясняющая космологические и сверхъестественные традиции народа, его богов, героев, культурные черты, религиозные верования и т. д. Цель мифа — объяснить, и, как сказал сэр Г.Л. Гомм, мифы объясняют вопросы «науки донаучной эпохи». Так, мифы рассказывают о создании человека, животных, достопримечательностей, о том, почему то или иное животное имеет свои особенности (например, почему летучая мышь слепа или летает только ночью), почему или как возникли определенные природные явления (например, почему появляется радуга или как созвездие Ориона появилось на небе), как и почему возникли ритуалы и церемонии и почему они продолжаются.
Мифы рассказывают о предках и происхождении людей и мира, о богах, сверхъестественных существах (сатирах, нимфах, русалках) и героях со сверхчеловеческими, обычно дарованными богом, способностями (как в случае с греческим мифом о Геракле или Персее). Мифы также описывают происхождение или нюансы давних обычаев или объясняют природные явления, такие как восход и закат солнца, цикл луны и времена года, гроза и молния.
Мифология играла неотъемлемую роль во всех цивилизациях мира. Доисторические наскальные рисунки, гравюры на камне, гробницы и памятники свидетельствуют о том, что задолго до того, как люди записали свои мифы в словах, они уже разработали структуру верований, соответствующую определению «мифа», данному Личем и Фридом.
Бесконечное, на которое ссылается Юнг, — это нуминозное качество таинственного, святого и могущественного, которое лежит в основе мифологических сказаний и сюжетов, поскольку оно придает окончательный смысл человеческому существованию. Концепция чего-то большего и более могущественного, чем человек, дает ему надежду на направление и защиту в неопределенном мире. Согласно Личу и Фриду, таинственное, святое и могущественное — это «концепция человеческого разума с древнейших времен: основная психологическая реакция на вселенную и окружающую среду, которая лежит в основе любой религии».
Следует помнить, что то, что в наши дни называют «мифологией», было религией древнего прошлого. Истории, составляющие корпус древней мифологии, служили людям того времени с той же целью, что и истории из священного писания сегодня: они объясняли, утешали и направляли аудиторию и, кроме того, давали чувство единства, сплоченности и защиты сообществу единомышленников-верующих.
Типы мифов
Ученый Джозеф Кэмпбелл, знаменитый сторонник изучения мифов, отмечает, что мифология является основой каждой цивилизации и основой сознания каждого человека. В своем фундаментальном труде «Герой с тысячью лицами» он рассуждает о том, что называет «мономифом» — сходстве темы, персонажей, цели и хода повествования в мифах разных культур, в разное время, по всему миру и на протяжении всей истории.
Кэмпбелл пишет:
В чем секрет вневременного видения? Из какой глубины разума оно проистекает? Почему под разными костюмами мифология везде одинакова? И чему она учит?
Ответ Кэмпбелла, в конечном счете, заключается в том, что мифы учат смыслу. Мифология объясняет, придает силы, стабилизирует и поднимает жизнь верующего от обыденного существования к тому, которое пронизано вечным смыслом. На самом базовом уровне миф объясняет явление, традицию, географическое название или геологическую формацию, но он также может возвысить прошлое событие до эпического и даже сверхъестественного значения и, что самое важное, дать пример для подражания в индивидуальном жизненном пути.
Существует множество различных типов мифов, но по сути их можно разделить на три группы:
- Этиологические мифы
- Исторические мифы
- Психологические мифы
Этиологические мифы
Этиологические мифы (от греческого aetion, означающего «причина») объясняют, почему та или иная вещь является такой, какая она есть, или как она появилась. Этот тип мифов обычно определяется как история происхождения. Например, в египетской мифологии платан выглядит так, как выглядит, потому что в нем живет богиня Хатхор, Владычица платана. В норвежской мифологии громом считается колесница Тора, мчащаяся по небесам. Этиологические мифы могут объяснять, почему мир устроен так, как он устроен, — как в истории из греческой мифологии о ящике Пандоры, которая объясняет, как зло и страдания попали в мир, — или как появился определенный институт, как в китайском мифе о богине Нуве, которая продолжала создавать людей снова и снова, пока не устала и не ввела практику брака, чтобы люди могли воспроизводить себя. Персонажи мифов всегда преследуют определенную цель, будь то объяснение брака, эпическая миссия или решающая битва.
Исторические мифы
Исторические мифы пересказывают событие из прошлого, но придают ему большее значение, чем реальному событию (если оно вообще произошло). Примером тому может служить история битвы при Курукшетре, описанная в индийском эпосе «Махабхарата», в которой братья Пандавы символизируют различные ценности и служат примером для подражания, даже если они иногда имеют недостатки. Затем Курукшетра представлена в микрокосмосе в «Бхагавад-гите», где одного из Пандавов, Арджуну, на поле боя посещает бог Кришна, аватара Вишну, чтобы объяснить ему цель жизни. Состоялась ли битва на Курукшетре вообще, не имеет значения для силы этих двух историй на мифологическом уровне. То же самое можно сказать и о религиозных мифах авраамических повествований Библии, об осаде Трои и ее падении, описанных в «Илиаде» Гомера, о путешествии Одиссея домой в «Одиссее» или о приключениях Энея в произведениях Вергилия.
Психологические мифы
Психологические мифы представляют собой путешествие от известного к неизвестному, что, согласно Юнгу и Кэмпбеллу, отражает психологическую потребность уравновесить внешний мир с внутренним его осознанием. Как бы то ни было, сюжет мифа обычно включает героя или героиню в путешествие, в котором они открывают свою истинную личность или судьбу и таким образом разрешают кризис, а также предоставляют аудитории некую важную культурную ценность.
Вероятно, самым известным классическим мифом такого типа является миф о принце Эдипе, который, желая избежать предсказания, что он вырастет и убьет своего отца, оставляет свою жизнь, чтобы отправиться в другой регион, где он неосознанно убивает человека, который был его настоящим отцом, бросившим его при рождении, в попытке обойти то самое предсказание.
Сказка об Эдипе должна была внушить древнегреческой аудитории тщетность попыток избежать или изменить свою судьбу, предписанную богами, и внушить людям страх и благоговение перед этими богами, тем самым привнося желаемые культурные ценности. На личном уровне эта история также могла побудить слушателя смириться с испытаниями, выпавшими на его долю в то время, ведь даже такая царственная особа, как Эдип, страдала, и, кроме того, все, с чем он имел дело, вероятно, было не так плохо, как убийство отца и случайная женитьба на матери.
Знаменитые мифы этих типов
Один из самых известных этиологических мифов пришел из Греции в виде сказки о Деметре, богине зерна и урожая, и ее дочери Персефоне, ставшей царицей мертвых. В этой истории Персефону похищает бог подземного мира Аид и спускает в свое темное царство. Деметра отчаянно ищет девицу повсюду, но не может ее найти. В это время Деметра печалится, урожай не уродился, люди голодают, а боги не получают положенного. Зевс, царь богов, приказывает Аиду вернуть Персефону ее матери, и Аид подчиняется, но, поскольку Персефона съела определенное количество гранатовых зерен, находясь в подземном мире, она вынуждена проводить половину года под землей, но вторую половину может наслаждаться жизнью со своей матерью в верхнем мире.
Эта история объясняла смену времен года в Греции. Когда было тепло и поля были щедрыми, Персефона была со своей матерью, а Деметра была счастлива и заставляла мир цвести; в холодное и дождливое время года, когда Персефона была под землей с Аидом в качестве его царицы, Деметра скорбела, и земля была бесплодной. Поскольку в ходе повествования Деметра обучает жителей Элевсиса секретам земледелия, миф также служит для объяснения того, как люди впервые научились возделывать землю, и, кроме того, поскольку она также учит их правильному способу признания и поклонения ей, правильному почитанию богов.
«Илиада», повествующее об осаде и падении города Трои. Елена, жена ахейского царя Менелая, сбегает с троянским царевичем Парисом, и Менелай, поклявшись вернуть ее домой, прибегает к помощи своего брата Агамемнона, который призывает на помощь царей и князей различных городов-государств, и они отправляются на штурм Трои. Великий ахейский герой Ахилл, непобедимый в бою, чувствует себя оскорбленным Агамемноном и отказывается от дальнейшей борьбы, в результате чего погибает его возлюбленный Патрокл и многие другие ахейцы. Хотя в «Илиаде» рассказывается много разных историй, эта центральная тема опасности гордыни подчеркивается как культурная ценность. Определенная доля гордости за себя считалась добродетелью, но чрезмерная гордыня приводила к катастрофе.
В Китае эта тема была раскрыта по-другому — в сказке о Фукси (Фу-ши), боге огня. Как у бога, у Фукси было много обязанностей, но когда его подруга, богиня Нува, попросила его о помощи, он не отказал. Нува создала людей, но обнаружила, что они ничего не умеют делать, а у нее не хватало терпения их учить. Фукси принес людям огонь, научил их управлять им и использовать его для приготовления пищи и согревания. Затем он научил их плести рыболовные сети и добывать пищу из моря, а после этого подарил им искусства гадания, музыки и письма. Считается, что Фукси основан на реальном историческом царе, который жил около 2953-2736 гг. до н. э. и, возможно, обеспечил порядок, необходимый для возникновения династии Ся (ок. 2070-1600 гг. до н. э.), первой исторической династии в Китае. В этой истории Фукси отбрасывает свою гордыню бога и смиряет себя, служа своему другу Нува и человечеству.
Самый древний миф в мире — это, что неудивительно, психологический миф, связанный с неизбежностью смерти и попыткой человека найти смысл жизни. Эпос о Гильгамеше (написан ок. 2150-1400 гг. до н. э.) возник в Месопотамии из шумерских поэм, посвященных историческому Гильгамешу, царю Урука, который впоследствии был возведен в ранг полубога. По сюжету, Гильгамеш — гордый царь, настолько надменный, что боги считают, что ему необходим урок смирения. Они подготавливают дикаря Энкиду как достойного соперника царю, и те сражаются, но, когда ни один из них не может одержать верх над другим, они становятся лучшими друзьями. Позже Энкиду убивают боги за оскорбление, и убитый горем Гильгамеш отправляется на поиски смысла жизни, воплощенного в понятии бессмертия. Хотя ему не удается обрести вечную жизнь, его путешествие обогащает его, и он возвращается в свое царство более мудрым и совершенным человеком и царем.
Мифы о Чупакабре
Достоверных доказательств существования чупакабры нет. Тем не менее, СМИ время от времени публикуют свидетельства очевидцев, утверждающих, что видели чупакабру в разных уголках мира. Часто за чупакабру принимают животных, измененных болезнями или мутациями, таких как собаки, койоты, еноты, лисы, шакалы, свиньи и дикобразы.
Лохнесское чудовище
Лохнесское чудовище — загадочное существо, которое, по мнению некоторых, обитает в озере Лох-Несс в Шотландии. Несмотря на множество предполагаемых доказательств его существования, большинство из них было опровергнуто, и широко распространено мнение, что чудовище — это всего лишь миф.
Выводы
В каждой культуре мира существовала и продолжает существовать та или иная разновидность мифологии. Классическая мифология древних греков и римлян наиболее знакома людям на Западе, но мотивы, встречающиеся в этих историях, находят отклик в других странах мира. Греческая сказка о Прометее, принесшем огонь и ставшем учителем человечества, перекликается с китайской сказкой о Фукси. История о Нуве и ее создании людей в Китае перекликается с другой историей с другого конца света: историей создания из «Пополь-Вух» майя, в которой создаются люди, которые ничего не могут сделать и оказываются бесполезными, но, согласно истории майя, их уничтожают, а боги затем пытаются снова. Этот же мотив появляется в мифологии Месопотамии, где боги борются за создание людей, которые все время получаются неудачными.
Историю о Великом потопе можно найти в мифологии практически всех культур на Земле.
Джозеф Кэмпбелл отмечает:
В древнем мире считалось, что цель мифа — донести до слушателя истину, которую он затем интерпретирует сам в рамках системы ценностей своей культуры. Понимание реальности оставлялось на усмотрение человека, сталкивающегося с ценностями, выраженными в мифах, а не на усмотрение авторитетного лица, интерпретирующего эту реальность.
Это остается существенным различием между проповедью и индивидуальным опытом религиозной истинны; в рамках культурной системы верований проповедь может только поощрять или укреплять общую веру, в то время как миф, хотя и может делать то же самое, обладает потенциалом возвышения и трансформации индивидуального понимания благодаря силе символического ландшафта, характера, образа и темы. Древние мифы до сих пор находят отклик у современной аудитории именно потому, что древние авторы создавали их для индивидуальной интерпретации, оставляя каждому, кто услышал историю, возможность самостоятельно распознать в ней смысл и отреагировать на него соответствующим образом.
Библиография
- Булфинч, Т. Мифология Булфинча. Vintage Books, 2009.
- Кэмпбелл, Дж. Герой с тысячью лицами. New World Library, 2008.
- Куган, М. Д. и Смит, М. С. Истории из древнего Ханаана. Westminster John Knox Press, 2012.
- Далли, С. Мифы Месопотамии; Сотворение, Потоп, Гильгамеш и другие. Oxford University Press, 2012.
- Дэвид, Р. Религия и магия в Древнем Египте. Penguin Books, 2003.
- Эсваран, Э. Бхагавад-гита. Nilgiri Press, 2007.
- Эбри, П. Б. Иллюстрированная история Китая Кембриджского университета. Cambridge University Press, 2010.
- Гамильтон, Э. Мифология. Scribner’s Publishing, 1998.
- Гомер (перевод Роберта Фейглза). Илиада. Penguin Classics, 1998.
- Якобсен, Т. Сокровища тьмы. Yale University Press, 1978.
- Юнг, К. Г. (под редакцией Джозефа Кэмпбелла). Собрание трудов Юнга. Penguin Classics, 1992.
- Крамер, С. Н. Шумеры: история, культура и их характер. University of Chicago Press, 1971.
- Кривачек, П. Вавилон: Месопотамия и рождение цивилизации. St. Martin’s Griffin, 2012.
- Лич, М. и Фрид, Дж. Словарь фольклора, мифологии и легенд Фанк и Вагналлс. Harper & Row Publishers, 1984.
- Линдоу, Дж. Северная мифология. Oxford University Press, 2002.
- Нараян, Р. К. Махабхарата. University of Chicago Press, 2016.
- Пинч, Г. Египетская мифология: традиции Древнего Египта. Oxford University Press, 2004.
- Сандерс, Н. К. Эпос о Гильгамеше. Penguin Classics, 1960.
- Волькштейн, Д. и Крамер, С. Н. Инанна: королева небес и земли. Harper Perennial, 1983.