ПолезноТракторы

Трактор МТЗ-50: Легенда сельскохозяйственной техники

Трактор МТЗ-50 — символ силы, надежности и выносливости в сельском хозяйстве. Его имя стало известным в каждом уголке хозяйства, от маленьких сельских участков до больших ферм. Эта статья посвящена легендарному трактору МТЗ-50, который завоевал сердца фермеров своей непревзойденной производительностью и надежностью.

История МТЗ-50: начало легенды.

МТЗ-50 без кабіни

Первым колесным трактором Минского завода был МТЗ-2, начавший свою серийную производство в 1953 году. Хотя модель оказалась успешной, уже через некоторое время начали проводить модернизацию. Это привело к появлению МТЗ-5 и полноприводной версии с индексом 7.

Однако стране требовался более современный трактор. В 1956 году было разработано, рассмотрено и апробировано техническое задание на МТЗ-50. Через два года конструкторский отдел Минского тракторного завода представил экспериментальные модели, которые были отправлены на испытания в колхоз в УССР. После успешных испытаний тракторы были рекомендованы для серийного производства.

Параллельно с разработкой МТЗ-50, на заводе был создан и полноприводный трактор той же серии, получивший название МТЗ-52. Этот вариант рекомендовался для работы на почвах с повышенной влажностью.

Однако запуск производства новых моделей затянулся. МТЗ-50 отличался от предыдущей модели серьезными изменениями.

✅ Меньше 16% общих деталей и узлов было изменено.
✅ Примерно 20% запчастей пришлось модернизировать.
✅ Недостаток гидроагрегатов также был одной из проблем.

mtz 50 belarus 2

Руководители МТЗ посетили несколько советских заводов по производству гидроагрегатов, и везде им отказывали. Никто не хотел расширять производство, особенно учитывая, что это будут массовые тракторы, следовательно, поставки должны быть регулярными.

В результате удалось договориться с заводом в Мелитополе о бартере. Пришлось изготавливать для партнеров штампы, инструменты и станки. Также работали с аккумуляторным заводом в Подольске.

Первый серийный трактор был собран в октябре 1961 года. МТЗ-50 выпускали параллельно с моделью предыдущего поколения. Это заслуга работников Минского тракторного завода — соседние предприятия помогли с поставками. Первую партию из 50 комплектов сделали своими силами.

Особенности и преимущества МТЗ-50.

Новый колесный трактор МТЗ превосходил предыдущую модель практически во всех аспектах. Например, мощность двигателя составляла уже 55 л. с. в сравнении с предыдущими 45 л. с. Вес трактора удалось сократить на 400 кг, что привело к снижению расхода топлива и увеличению скорости. Так, МТЗ-50 мог развивать скорость от 1,65 до 25 км/ч, что позволяло выполнять широкий спектр сельскохозяйственных и коммунальных работ.

Новый советский трактор получил:

✅ Раздельно-агрегатную гидравлику
✅ Дополнительную нагрузку на ведущие колеса
✅ Усилитель руля

МТЗ-50 также имел несколько валов отбора мощности — передний, задний и боковой.

mtz 50 1

Обслуживание трактора МТЗ-50 было простым. Он имел капотный тип конструкции, что облегчало доступ ко всем узлам и агрегатам. Кабина была компактной, что могло быть не очень удобно для высоких трактористов. Интересно, что верхняя часть кабины могла быть снята или использована для установки навеса, что было специально предусмотрено для работы в южных районах союза.

Изначально в кабине МТЗ-50 было довольно тихо благодаря резиновым уплотнителям. Однако качество этих уплотнителей оставляло желать лучшего, и через несколько лет они приходили в негодность. Некоторые предприятия заменяли уплотнители, но в других случаях на удобство тракториста не обращали внимания.

Тем не менее, механизаторы не жаловались. Трактор предоставлял дополнительные возможности для заработка в селе, поэтому все стремились использовать его любыми способами.

Кабіна

Как и предыдущие модели тракторов Минского завода, МТЗ-50 отличался простотой конструкции и долговечностью узлов. Особенно успешно себя проявляли экспортные варианты. Традиционно для союза, они собирались из лучших комплектующих, а проводка монтажировалась и изолировалась очень аккуратно.

Технические характеристики МТЗ-50.

Двигатель

Двигун мтз-50

У всех тракторов МТЗ-50 было два варианта двигателей, но фактически это был один и тот же двигатель. Д-50 запускался с помощью электростартера, а Д-50Л — с помощью «пускача». В последнем использовался двухтактный двигатель, работающий на смеси бензина и масла, как на пилах и триммерах.

Многие дети, проводившие лето в селе или выросшие там, помнят характерный звук двухтактного «пускача» трактора «Беларус». Сколько раз он будил их по утрам, нарушая мирное утреннее молчание и пугая куриц.

Хотя модель с электростартером казалась более удобной для водителя — ему даже не нужно было выходить из кабины, на практике система была капризной, и некоторые тракторы приходилось запускать «с буксира».

Трактору с «пускачом» даже не требовался аккумулятор — было достаточно магнето. В удаленных колхозах предпочитали более простые модификации из-за нехватки запчастей.

Почему трактор назвали МТЗ-50, если мощность его двигателя составляла 55 л. с., не совсем понятно. Вероятно, изначально планировалось не менее 50 «лошадей». То, что двигатель оказался более мощным, стало заслугой инженеров Минского завода.

Гарантийный срок двигателя Д-50 до капитального ремонта составлял 5 тысяч моточасов, но обычно он прослуживал дольше при своевременном обслуживании и соблюдении технического регламента.

Другие характеристики

Коробка передач

Передача в МТЗ-50 имеет девять скоростей. Она интегрирована в одном корпусе с задним приводным мостом, что делает коробку передач неотъемлемой частью конструкции трактора. Все МТЗ-50 оснащены принудительной блокировкой межосевого дифференциала.

Підвіски мтз-50

Подвеска у МТЗ-50 простая. Основную амортизацию обеспечивают не они, а крупные задние колеса. Естественно, эффективностью подвеска не отличалась — об этом знают все, кто хоть раз ездил на МТЗ-50 или 80.

За гидрооборудование трактора отвечает насос НШ-32 и гидравлический цилиндр. Система надежна, главное следить за состоянием шлангов.

Семейство МТЗ-50.

Чаще всего для экспорта отправляли более мощные модификации тракторов — МТЗ-60/62 с задним и полным приводом соответственно. Мощность этих версий достигала 65 л. с. Иногда такие тракторы оставляли в союзе, но это происходило нечасто. В них использовались двигатели марки СДМ-12.

Были выпущены специальные модификации для различных нужд:

✅ МТЗ-50Х — для выращивания хлопка
✅ Т-54В — для виноградарства
✅ Т-54С — для выращивания свеклы
✅ Т-54Л — для работы в лесном хозяйстве

Последние три версии имели гусеничное шасси. Их унификация с базовой моделью МТЗ-50 составляла более 60%. Эти машины производили на Кишиневском тракторном заводе.

Еще до начала массового производства инженеры разработали полугусеничную модификацию. Это, по сути, стандартная версия трактора с гусеничным движителем от Бобруйского завода. Эту систему устанавливали на механизациях колхозов и совхозов для работы на рыхлых почвах с повышенной влажностью.

Что касается отзывов трактористов, то они обычно высказываются о МТЗ-50 с теплом и уважением. Основная причина заключается в том, что они начинали свою карьеру именно на этой модели.

Многие из таких тракторов до сих пор работают. Их используют на небольших фермерских хозяйствах и в качестве помощников в сельской местности. Эти машины просты в управлении и изучены за 70 лет со всех сторон.

За что полюбили Минский трактор МТЗ 50?

Выводы

В итоге, трактор МТЗ-50 как и мтэз 82 стал символом качества и надежности в сельском хозяйстве. Его отличали простота конструкции, надежность и долговечность, что позволило ему занять важное место в истории аграрной отрасли. До сих пор модель МТЗ-50 пользуется популярностью среди фермеров и является неотъемлемой частью их производственного процесса. Этот трактор по-прежнему активно используется на малых фермерских хозяйствах, демонстрируя свою эффективность и высокое качество.

Трактор МТЗ-50 стал настоящей легендой, заслужившей свое почетное место в истории.

Василий

Известный эксперт по спецтехнике для строительных и дорожных работ. Пишу полезные статьи для информационных сайтов и блогов.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button